Каталог статей

Главная » Статьи » Новости » Политика

Экономика Швеции. Швеция в мировой экономике
Экономика Швеции. Швеция в мировой экономике
Промышленность Швеции
Энергетика Швеции
Транспорт Швеции
Сельское хозяйство Швеции
Денежная система и банки Швеции
Внешняя торговля

В древности территорию Швеции населяли германские племена. В кон. 8-11 вв. шведы участвовали в походах викингов. В 11 в. создано единое шведское королевство. В 12-14 вв. шведы завоевали Финляндию (в составе Швеции до 1809). Объединение в 1397 Швеции с Данией и Норвегией (Кальмарская уния) привело к подчинению Швеции Данией, от которого Швеция окончательно освободилась в 1523 (при Густаве I Вазе). В 30-х гг. 16 в. проведена лютеранская Реформация. С сер. 16 в. и особенно в 17 в. (при Густаве II Адольфе) Швеция вела войны за господство на Балтийском море (участие в Ливонской войне 1558-83, в интервенции в Русское государство нач. 17 в. , в Тридцатилетней войне 1618-48, в войнах с Польшей, Данией, Россией во 2-й пол. 17 в. ).

Вторжение Карла XII в Россию во время Северной войны 1700-21 гг. закончилось разгромом шведской армии; Швеция утратила многочисленные территории. В нач. 19 в. Швеция участвовала в наполеоновских войнах на стороне антифранцузской коалиции. По одному из Кильских мирных договоров 1814 в состав Швеции включена Норвегия (уния существовала до 1905). В 1809 были проведены демократические реформы, принята конституция. В Первой и Второй мировых войнах Швеция заявила о нейтралитете.

После Второй мировой войны во внешней политике следует принципу неучастия в военно-политических блоках. В 1932-76, 1982-91 и с 1994 у власти социал-демократы (Социал-демократическая рабочая партия, основана в 1889), основой своей политики полагающая построение «шведской модели» социализма, то есть социально ориентированного государства. Вместе с тем, в Швеции произошли одни из самых громких политических убийств в мире за последние десятилетия: в 1986 убит Улоф Пальме и 10 сентября 2003 — министр иностранных дел Анне Линд. Швеция является членом Европейского Союза с 1995, но в зону евро пока не входит.

В XX веке в Швеции произошло то, что часто называют «экономическим чудом». В течение всего лишь нескольких десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одну из богатейших и самых высокоразвитых индустриальных держав. Основу этого беспрецедентного развития составили огромные природные богатства северной Швеции, — лес, руда и гидроэнергетические ресурсы, — в сочетании с рядом революционных шведских изобретений и их дальнейшей разработкой и эксплуатацией, таких, как паровая турбина, шарикоподшипник, газовые маяки АГА, телефон, молочный сепаратор, безопасная спичка, гребной винт регулируемого шага, упаковка «тетрапак» и многие другие. Ещё и по сей день промышленность, созданная техническим гением, остается ядром шведского народного хозяйства.

Из-за узости внутреннего рынка крупные шведские компании уже на ранней стадии должны были ориентироваться на открытие других рынков и на экспорт. Полагают, что во многих случаях эта ранняя глобализация давала шведским компаниям преимущества в международной конкуренции. Благодаря этому Швеция сегодня имеет чрезвычайно высокие показатели по числу крупных мультинациональных концернов и известных товарных марок в пропорции к численности своего населения: «Вольво», «Сааб», «Эриксон», «АстраЗенека», «Электролюкс», «Икеа», «Хеннес и Мауриц», «Хассельблад», — вот лишь некоторые из них.

Хотя сырьё и облагороженные сырьевые материалы составляют значительную часть шведского экспорта, будущее шведской экономики связано преимущественно с наукоёмкими отраслями промышленности. В этом Швеция может воспользоваться преимуществами своего передового технологического развития, развитой инфраструктуры и высокого общего уровня образования населения. К числу таких высокотехнологичных отраслей промышленности относятся информационная технология и биомедицина, области, в которых Швеция уже давно принадлежит к числу мировых лидеров.

Помимо них, сегодня всё чаще называют третью шведскую отрасль будущего - «промышленность впечатлений»: новый собирательный концепт, обозначающий такие соотносимые креативные отрасли, как дизайн, музыка, мода, художественная промышленность, гастрономия, медийные отрасли, реклама, Туризм — области, в которых Швеция за какое-то десятилетие пережила революцию, которая привлекла внимание всего мира и принесла стране значительные экспортные доходы. В настоящее время Швеция стабильно входит в число 20 наиболее развитых стран мира, а по качеству жизни в первую десятку. ВНП на душу населения 26 800 (2003 год). Здесь производится примерно 1% мировой продукции, несмотря на то, что население составляет всего 0,15% от мирового. Промышленность развивается на основе частного капитала (90% предприятий). При этом характерны именно крупные и очень крупные предприятия, на 20 крупнейших из них трудятся 35% всех рабочих и служащих.

Большинство промышленных предприятий в Швеции принадлежит частным лицам, однако немалое их число находится в собственности государства. В 1960–1970-х годах доля полной или частичной государственной собственности в промышленности составляла от 10 до 15%. В конце 1990-х годов в государственном секторе работали 250 тыс. человек (т. е. 10% всех занятых), преимущественно в горнодобывающей, металлургической, лесоперерабатывающей и судостроительной отраслях промышленности.

Частная собственность корпораций в Швеции отличается довольно высокой степенью концентрации по сравнению с другими развитыми странами. В начале 1990-х годов в экономике Швеции господствовали 14 корпораций, на долю которых приходилось ок. 90% всей промышленной продукции страны. Три из них охватывали 2/3 всех доходов и занятых в частном секторе. Компаниям, входящим в концерн Валленбергов, принадлежала примерно 1/3 рыночной стоимости всех шведских акций.

В Швеции имеется мощное кооперативное движение. Потребительские и производственные кооперативы контролируют примерно 20% всей розничной торговли. Первые потребительские кооперативы возникли в конце 19 в. Самому крупному из них – Кооперативному союзу принадлежат супермаркеты, туристические агентства и фабрики. Он насчитывает ок. 2 млн. членов. Федерация шведских фермеров, в которую входят почти все фермеры страны, является основным производственным кооперативом. Ему принадлежат молочные фермы, мясокомбинаты, предприятия по выпуску удобрений и оборудования для сельского хозяйства. Федерация полностью контролирует сбыт масла, сыра, молока и более половины сбыта шерсти, яиц, зерна и мяса.



Промышленность Швеции

Доля промышленности в ВНП Швещии составляет 29%. Работающих в промышленности — 20% от общего числа. Лидирующие отрасли — черная и цветная металлургия, разнообразное машиностроение: судо-, авто- и авиастроение, электротехника и радиоэлектроника (компания «Электролюкс»); деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность экспортного направления; химическая, текстильная, пищевая (в основном молочная и мясная) промышленность.

Горнодобывающая промышленность. В Швеции с давних времен добывали железо и медь. Исключительно богатый медный рудник в Фалуне, расположенный в районе Бергслаген к северо-западу от оз. Меларен, непрерывно эксплуатировался свыше 650 лет и полностью истощился в начале 1990-х годов. В 1995 Швеция была одним из ведущих мировых поставщиков железной руды, добыча которой исчислялась в 13 млн. т, что было на 33% меньше достигнутого ранее рекордного годового уровня. До последней четверти 19 в. в основном разрабатывались крупные железорудные месторождения Бергслагена, однако в настоящее время эксплуатируются богатое месторождение Кируна и меньшее Елливаре, расположенные в северной части Норрланда. Эти месторождения, характеризующиеся высоким содержанием фосфора в руде, привлекли внимание только после изобретения в 1878 С. Дж. Томасом метода передела жидкого фосфористого чугуна в сталь. Благодаря строительству в 1892 железной дороги из Лулео к руднику Елливаре и ее продолжению в 1902 через Кируну к незамерзающему норвежскому порту Нарвик была налажена транспортировка железной руды из внутренних районов Лапландии. В 20 в. через Нарвик экспортировалась бoльшая часть шведской руды.

В Бергслагене все еще ведется добыча железной руды, в некоторых шахтах на глубине более 610 м. Эти руды исключительно чистые, с содержанием фосфора менее 0,3%. Бергслаген поставляет бoльшую часть сырья для металлургии Швеции. Из самого богатого месторождения в Гренгесберге руда доставляется на металлургический комбинат в Укселёсунде на берегу Балтийского моря.

Швеция является также значительным поставщиком меди; в руде, добытой в 1995, содержалось 83,6 тыс. т меди. Важное месторождение медной руды было обнаружено в начале 1900-х годов в долине р. Шеллефтеэльвен в Норрланде. Основные центры добычи меди – Кристинеберг, Булиден и Адак, меньше добывается в Бергслагене. Швеция удерживает первенство и по поставкам цинка на мировой рынок (168 тыс. т в 1995). В бассейне Шеллефтеэльвен эксплуатируются месторождения никеля, свинца, серебра и золота. Имеются значительные запасы урана.

Лесное хозяйство и лесоперерабатывающая промышленность. Леса и лесопродукты для Швеции имеют такое же важное значение, как и для Финляндии. Лесопокрытые площади занимают 47% территории страны. Обычные для приатлантической Европы широколиственные породы встречаются только в самых южных ленах Сконе, Халланд и Блекинге, где они составляют ок. 40% древостоев. Доминирующей породой является бук. В Средней Швеции и на бoльшей части Норрланда преобладают хвойные леса, имеющие важное хозяйственное значение. В самых северных районах Норрланда и у верхней границы леса в горах, в высотном ярусе от 450 до 600 м, сосновые и еловые леса сменяются березовым редколесьем. Самые продуктивные леса распространены к северу от равнин Средней Швеции между долинами рек Кларэльвен и Дальэльвен. Здесь сосна и ель растут в три раза быстрее, чем в более суровых климатических условиях на севере Норрланда.

Около 25% площади лесов принадлежит государству, церкви и местным общинам, 25% находится в собственности крупных лесопильных и целлюлозно-бумажных компаний. Леса этих компаний были приобретены главным образом во время бурного освоения малонаселенных северных районов страны в конце 19 в. Половина лесов Швеции принадлежит мелким фермерам, а также крупным землевладельцам (преимущественно в южных и центральных районах страны).

Объем ежегодных рубок возрос с 34 млн. куб. м в 1950 до 65 млн. куб. м в 1971, а в середине 1990-х годов поддерживался на уровне ок. 60 млн. куб. м. Среди скандинавских стран конкурентом Швеции выступает Финляндия, где в 1997 объем рубок составил 53 млн. куб. м.

Древесина – самый важный вид сырья в Швеции. Она используется не только для производства целлюлозы, бумаги, древесно-волокнистых плит и большого числа химических продуктов, но также служит топливом и строительным материалом. Примерно 250 тыс. человек заняты на лесозаготовках, транспортировке леса и в лесоперерабатывающей промышленности. Лесопильные предприятия расположены в небольших портах на берегу Ботнического залива, особенно в устьях рек Юнган, Индальсэльвен и Онгерманэльвен. В портовом городе Сундсвалле сконцентрировано наибольшее в мире число лесообрабатывающих предприятий. Из лесопилен на северном берегу оз. Венерн экспортная продукция транспортируется в порт Гётеборг.

С 1920 года самым большим потребителем шведской древесины стала целлюлозная промышленность. Древесина перерабатывается в целлюлозу либо путем измельчения (механическая целлюлоза), либо путем кипячения и растворения (химическая целлюлоза). Около 70% целлюлозы в настоящее время изготовляется химическим методом. Предприятия этой отрасли сосредоточены главным образом в портовых городах на юге Норрланда, особенно вокруг Эрншёльдсвика и на северном берегу оз. Венерн, где самым важным центром является Скугхалль. В 1995 Швеция произвела 10 млн. т целлюлозы. Наиболее быстро развивается выпуск сульфатной целлюлозы.

Бумажная промышленность сконцентрирована в основном в Средней и Южной Швеции, в пределах досягаемости порта Гётеборг и национального рыночного центра Стокгольма с его полиграфической промышленностью. В Норрчёпинге и Хальсте находятся крупные производства по выпуску газетной бумаги. Оберточная бумага и картон производятся на фабриках в долине р. Гёта-Эльв и на северном берегу оз. Венерн. С 1966 выпуск газетной бумаги в Швеции вырос втрое и достиг 2,4 млн. т в 1995. По этому показателю страна вышла на четвертое место в мире.

Обрабатывающая промышленность. В 1995 в этой отрасли было занято 761 тыс. человек, на 26% меньше, чем в 1980. Почти половина всех занятых в промышленности приходится на долю металлургии и машиностроения. За ними следуют лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, пищевкусовая и химическая промышленности, на долю которых в совокупности приходится ок. 40% занятых.

Металлургия – одна из главных отраслей промышленности Швеции. Она сконцентрирована преимущественно в Бергслагене, где еще в 16–17 вв. широко применялась доменная плавка на высококачественных местных рудах. В конце 19 в. сотни небольших металлургических предприятий этого района были заменены несколькими крупными комбинатами с более совершенной технологией производства. Ныне там налажено производство стали в электрических печах с применением коксующегося угля. Крупнейший металлургический завод находится в Домнарвете. В середине 20 в. были впервые построены металлургические заводы в прибрежных районах Швеции, что облегчило доставку кокса и металлолома, а также экСпорт полуфабрикатов на машиностроительные предприятия портовых городов Северной Европы. Производство стали выросло с 2 млн. т в 1957 до 5,9 млн. т в 1974. В 1990-х годах оно держалось на уровне ок. 5 млн. т в год.

Машиностроение – самая старая и наиболее развитая отрасль обрабатывающей промышленности в скандинавских странах. В Швеции на ее долю приходится ок. 45% поступлений от экспорта. Она производит широкий спектр товаров, включая станки, точные измерительные приборы, оборудование для электростанций, шарикоподшипники, радиолокационное оборудование, автомобили, оборудование для сотовой связи, реактивные истребители и проч. Различные предприятия этой отрасли расположены на равнинах Средней Швеции между Стокгольмом и Гётеборгом, причем наибольшее их число сосредоточено вокруг оз. Меларен и в долине р. Гёта-Эльв. Крупный очаг машиностроения находится также на юго-западе Сконе, в Мальмё и других близлежащих городах.

Самый развитый сектор шведского машиностроения – автомобилестроение. Главные производители – компании «Вольво» и «Сааб». Свыше 4/5 выпускаемых в Швеции легковых и грузовых автомашин и автобусов идет на экспорт, причем 1/3 из них направляется в США.

На протяжении полувека, вплоть до конца 1970-х годов, на мировом рынке лидировало судостроение Швеции. Затем в этой отрасли наступил быстрый спад, сопряженный с перепроизводством судов (особенно танкеров) на мировом рынке, двумя затяжными экономическими кризисами и жестокой конкуренцией со стороны стран с низкой оплатой труда (Корея, Бразилия). Если в 1975 судоверфи Швеции спустили на воду суда общим водоизмещением 2,5 млн. регистровых тонн, то в 1982 году производство сократилось до 300 тыс. т, а в 1990 – до 40 тыс. т.



Энергетика Швеции

Примерно 1/3 энергетических потребностей Швеции удовлетворяется за счет импортных энергоносителей, среди которых главным является нефть, за ней следуют уголь и природный газ. Основные местные источники энергии – ядерное топливо, гидроэнергетические ресурсы, древесина. В 1960–1970-е годы шведское правительство отпускало большие средства на развитие атомной энергетики: в 1992 в стране действовали 12 АЭС, и по производству атомной энергии на душу населения Швеция занимала ведущее место в мире. Референдум, проведенный в 1980, подавляющим большинством голосов высказался за свертывание этой отрасли к 2010. В 1996 доля атомной энергии в энергобалансе страны достигла 47%, причем стоимость ее была одной из самых низких в мире.

Гидроэнергетика всегда играла важную роль в экономическом развитии скандинавских стран. В 1996 ее доля в энергопотреблении Швеции составила 34%. По экологическим соображениям не разрешается строить плотины на реках, где сток до сих пор не зарегулирован, пока другие источники энергии обходятся не слишком дорого. 3/4 гидроэнергии поступает со станций, сооруженных на крупных полноводных реках Норрланда, хотя основными энергопотребителями являются города Средней и Южной Швеции. Поэтому важное значение приобрело возведение экономичных линий электропередач (ЛЭП) на большие расстояния. В 1936 была проложена первая ЛЭП напряжением 200 кВт, соединившая южный Норрланд с равнинами Средней Швеции. В 1956 ЛЭП напряжением 400 кВт связала гигантские гидроэлектростанции Стурноррфорсен на р. Умеэльвен и Харспронгет на р. Лулеэльвен.



Транспорт Швеции

Внутренние перевозки в Швеции осуществляются главным образом автомобильным и железнодорожным транспортом. На грузовых автомашинах перевозится около половины всех грузов, причем преобладают перевозки на небольшие расстояния. Железные дороги, к строительству которых государство приступило в 1854, оставались главным видом транспорта вплоть до 1960-х годов. На их долю приходилась около трети грузоперевозок (преимущественно на большие расстояния). По железным дорогам доставлялась руда из северных месторождений в порты Нарвик и Лулео. На долю водного транспорта приходилась примерно 1/6 всех грузоперевозок (в основном строительные материалы). Около 90% пассажироперевозок осуществляется на легковых автомобилях и автобусах. В 1996 на каждых 2,4 человека приходился один автомобиль.

Торговый флот Швеции в 1980 году имел общее водоизмещение менее 4 млн. брутто регистровых тонн, а в 1996 – всего 2,1 млн. , причем половина из них приходилась на долю танкеров. По объему импортных грузов первое место занимает порт Гётеборг, а по объему экспортных грузов – Лулео. Важное региональное значение имеют порты Стокгольм, Хельсингборг, Мальмё и Норрчёпинг.



Сельское хозяйство Швеции

В сельском хозяйстве занято 3% населения, но благодаря высокой производительности труда Швеция обеспечивает себя продовольствием на 80%. Основные отрасли: животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве — производство кормов (3/4 обрабатываемой площади), зерна (ячмень, овес, пшеница), сахарной свеклы, картофеля. Большинство ферм — небольшие семейные хозяйства.

В 20 в. значение этой отрасли в экономике Швеции резко упало. В 1940 году в сельском хозяйстве было занято ок. 2 млн. человек, а в начале 1990-х годов – всего 43 тыс. В послевоенные годы в связи с массовым оттоком сельского населения в города многие фермы были заброшены, и площадь сельскохозяйственных угодий существенно сократилась. В 1960–1975 из обращения было изъято ок. 400 тыс. га пахотных земель, а в 1976–1990 гг. – еще 170 тыс. га. Поскольку многие мелкие фермы остались бесхозными после смерти владельцев, правительство стало стимулировать укрупнение землевладений. В результате число ферм с наделом до 5 га уменьшилось с 96 тыс. в 1951 году до 15 тыс. в 1990 году.

Хотя в 1992 году доля занятых в сельском хозяйстве составляла всего 3,2% против 29% в 1940 году, производство сельскохозяйственной продукции не уменьшилось, а выросло, несмотря на сокращение площади обрабатываемых земель. Мелиорация, селекционная работа по интродукции сортов растений, наиболее подходящих для северных районов, широкое применение удобрений, кооперативы для сбыта сельскохозяйственной продукции и распространение сельскохозяйственной информации способствовали росту продуктивности сельского хозяйства. Резкое сокращение числа занятых в этой отрасли компенсировалось за счет возросшей механизации.

Как и в других скандинавских странах, основная отрасль сельского хозяйства Швеции – животноводство и производство кормов. В 1996 году в Швеции насчитывалось ок. 1,8 млн. голов крупного рогатого скота, включая 500 тыс. молочных коров. Поголовье мясного скота резко возросло по сравнению с молочным. В Сконе важную роль приобрело свиноводство, поставляющее продукцию на местные мясокомбинаты, производящие бекон.

3/4 обрабатываемых площадей страны используются для выращивания кормовых культур, причем более половины ее засевается высокопродуктивной травосмесью из райграса, тимофеевки и клевера. Бoльшая часть травы идет на сено, используемое во время 5–7-месячного стойлового содержания скота зимой. Производство зерновых культур по значимости занимает второе место в земледелии страны. Главные районы возделывания пшеницы – равнины Средней Швеции и Сконе, хотя яровая пшеница при благоприятных условиях может вызревать даже в долинах Норрланда, расположенных у Северного полярного круга. Овес высевают на прибрежных равнинах в западных районах страны. Ячмень – важная кормовая культура на юго-западе Сконе.

Сельское хозяйство в Швеции имеет значительные региональные различия. Например, на юге крупные фермы весьма прибыльны, а в северных лесных районах мелкие землевладельцы получают дополнительные доходы от своих лесных участков, а иногда, чтобы свести концы с концами, вынуждены работать зимой на лесозаготовках или лесообрабатывающих предприятиях. На юге Швеции, где вегетационный период продолжается более 250 дней, крестьянские хозяйства мало отличаются от ферм Дании и Северной Германии. В Сконе почти 80% земель составляют пашни. Доля пахотных угодий сокращается до 30% в приозерных котловинах Средней Швеции, где продолжительность вегетационного сезона не превышает 200 дней. Тем не менее в этом районе, расположенном вблизи крупнейших городских рынков, получило широкое развитие товарное земледелие. В более северных районах страны преобладают леса, и в Норрланде менее 2% всей площади используется под пашню.



Денежная система и банки Швеции

Основная денежная единица – шведская крона. Она выпускается Государственным банком Швеции, старейшим из государственных банков мира (основан в 1668). Несмотря на присоединение к ЕС, Швеция решила не вступать сразу в Европейский валютный союз и не переходить к использованию единой европейской валюты (экю).

Инвестиции Государственного инвестиционного банка направлены на развитие и реструктуризацию промышленности; банк может владеть акциями других компаний. Коммерческие банки не имеют права держать корпоративные акции, но оказывают большое влияние на торговлю и промышленность. Сельскохозяйственные кредитные общества ведут счета фермеров и предоставляют им краткосрочные займы. Сберегательные банки предоставляют мелким вкладчикам долговременные кредиты на покупку недвижимости, развитие сельскохозяйственного производства и мелких промышленных предприятий. В середине 1990-х годов прошла волна слияний ряда коммерческих банков Швеции, причем крупный концерн «Нордбанкен», слившись с финляндским банком «Мерита», образовал необычное панскандинавское банковское объединение.



Внешняя торговля

Швеция является страной значительно интегрированной в мировую экономику. По размеру внешнеторгового оборота Швеция занимает 10-е место среди развитых капиталистических стран. В экспорте преобладают: продукция машиностроения и металлообработки (49% по стоимости), деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (20%), металлургии (8%). Основные статьи импорта: машины и оборудование (36%), топливо (18%), химические продукты (8%), металлы (7%). Географическое направление внешней торговли Швеции свидетельствует о сильной экономической и торгово-политической привязанности данной страны к государствам Европейского союза.

Главными потребителями шведского экспорта являются Германия, Великобритания, Норвегия, США, Дания, Франция и Финляндия. Основными импортерами выступали Германия и вышеперечисленные шесть стран. Около 60% всей внешней торговли связано со странами ЕС, 12,5% – со странами ЕАСТ.





Дополнительно:

Экономика Нидерландов торговля, транспорт, сельское хозяйство

Как СССР и РФ безвозмездно уступили США более 77,4 тыс. кв. км своих территорий
Как СССР и РФ безвозмездно уступили США более 77,4 тыс. кв. км своих территорий

Ответы из Сирии
Ответы из Сирии

НАТО против Сирии цели не меняются
НАТО против Сирии цели не меняются

Ливия Феникс воскреснет

Категория: Политика | Добавил: pressvl (29.09.2012)
Просмотров: 1805 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Экономика [54]
Туризм [315]
Автоновости [191]
Культура [158]
Политика [102]
Политика [4]
Игры [1]
Поиск
KL

VL
Анонсы
  • Что общего между аниме и кошками?
  • Статистика
    Счетчик PR-CY.Rank
    PV

    CSS-zona.ru Counter-Strike Source